Как изменилась офисная жизнь за последние годы?

С тех пор как компьютеры превратились из громоздких машин в компактные ПК с плазменными мониторами, офисные пространства также претерпели солидные функциональные изменения. RB.ru решил вспомнить, какие неотъемлемые от повседневной рабочей жизни атрибуты появились в наших офисах за последние годы, а также что исчезло из них навсегда.


Сами офисные пространства начали меняться еще c начала 20-века. Если говорить о США, то символом преобразований стало появление высотных зданий – небоскребов. С ростом цен на землю, изобретением пассажирского лифта офисные здания начали расти в высоту.

Главными особенностями работы в таких зданиях стали стеснённые рабочие условия. В США считалось, что в такой обстановке у сотрудников появляется «командный дух». Начиная с 1920-х годов нормой в США, Европе и даже СССР становится по 2-5 кв. м офисного пространства на человека. Например, советские нормы 1950-х годов для «работников умственного труда» гласили:

«Площадь конторских помещений определяется из расчета 3,25 кв. м на сотрудника, 7,5 кв. м на мастера, а для конструкторов и чертежников по 5 кв. м на 1 чертёжный стол. Эту норму можно сократить до 2,5 кв. м, если служащие значительную часть времени находятся на участке или в цехе».

Новую эру в организации и оптимизации офисного пространства ознаменовало изобретение американцем Робертом Пропстом в 1960-м году офисного конструктора – кубикла. Вот что говорил сам Пропст: «Цель кубикла – обеспечить конфиденциальность пользователя, занимая минимальное пространство. В состав входят модульные элементы, которые могут быть организованы в различных формах с помощью скреплений, в зависимости от дизайна».

Сегодня кубиклы установлены едва ли ни в каждом офисе компании со значительным штатом сотрудников по всему миру. Однако пионеров в их использовании стала компания Intel. Вот что говорил один из ее руководителей Гордон Мур: «Мы впервые приобрели большое здание по адресу Санта Клара 4, основание которого представляло собой огромный квадрат. Когда мы представили себе, как понастроим в нем отдельных комнат-офисов, то поняли, что все это будет очень похоже на тюрьму. Единственный выход был в том, чтобы не строить стен, а разделить все огромное пространство на «кубиклы». А потом мы подумали: одни сотрудники будут сидеть в офисах, другие — в кубиклах, и решили посадить в кубиклы и всех остальных. Я до сих пор занимаю самый большой кубикл в компании, потому что у меня есть огромный круглый стол, который в маленьком просто не поместится».


Курение

Сегодня кажется, что в Европе и США курить в общественных местах, в том числе на рабочем месте запрещено десятилетиями. На самом же деле волна соответствующих законов была принята в большинстве европейских стран только в середине нулевых, а в США курить запретили даже в служебных автомобилях.

В ряде российских офисов в 90-е годы было разрешено курить непосредственно на рабочем месте. С вступлением в силу закона о запрете курения в общественных местах (действует с 1 июня 2013 года – прим. RB.ru) придаваться дурному пристрастию разрешено только в специально отведенных для этого, изолированных местах, хотя курить на рабочих местах начали запрещать еще с начала нулевых.

Офисное пространство сегодня

На сегодняшней день в мире действуют следующие нормы площади рабочего места на сотрудника: в Европе она составляет до 12 квадратных метров, в США – до 8-10. В России же продолжают действовать нормы минимальной площади на конторского работника. Правда, в Москве иногда встречаются рабочие места площадью 1-2 квадратных метра на человека.

Некоторые компании практикуют совершенно новый подход к оптимизации офисного пространства. Так, например, Компания Steelcase, которая производит офисную мебель, совместно с Sociometric занимается созданием мебели с чипами. В продаже уже есть кресло Gesture, который фиксирует движения человеческого тела. Новое кресло даст руководству компании представление о том, как на нем сидит сотрудник, что в свою очередь, поможет определить размеры столов и кресел для создания максимально комфортных условий работы и коммуникаций в коллективе, считают в Steelcase.